Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 06.06.2020, 11:28

МБУДО "Дом детского творчества" с. Летка


2020 Спасибо за посещение нашего сайта 2020
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Исследовательская деятельность детей

Исследовательская деятельность детей

(номинация - исследовательская деятельность в образовании)

Жигалова Наталья Геннадьевна

Учитель химии МАОУ «СОШ» с. Летка и педагог дополнительного образования МБУДО «Дом детского творчества» с. Летка

 

«Обучая других, обучаешься сам»

Я.А.Коменский

Исследовательская деятельность  имеет творческий характер, и то же время это один из способов индивидуализации обучения.

Исследовательская работа занимает длительный период времени. Она позволяет учащимся реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Поэтому   школьники со своими работами принимают участие во многих Республиканских и  Всероссийских  заочных и очных  конкурсах, что способствует приобретению опыта выступления перед публикой, умений четко излагать свои мысли, анализировать, обобщать, делать выводы, а также помогает утвердиться в правильности выбранной ими профессии. Ведь исследовательская работа – это условие успешной самореализации творческой личности.

Изучение новинок научной литературы, серьезных публикаций, монографий – одна из сложнейших сторон  этой деятельности,  как для учащегося, так и для учителя. Непосредственное, длительное общение ученика и учителя в рамках такой работы позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему то дело, которое для него интересно, значимо и на которое он с охотой будет тратить свое личное время. Организация исследовательской деятельности позволяет развить детскую одаренность, сохранять и раскрывать в каждом учащемся его индивидуальности, неповторимости, творческих способностей.

 Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя и не только в исследовательской деятельности. « Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников»

[1]. Работа над  исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.  Исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Педагог не должен вести ученика по известному ему пути к ответу, но совместно с учеником искать решение проблемы. Это он должен делать ненавязчиво, советом, постановкой вспомогательного вопроса и т.п. Как человек более опытный в поиске ответов на вопросы, поставленные перед ним жизнью, им самим или другими людьми, он должен понимать , что такой путь будет хотя и более длинным, зато намного более плодотворным. В самой “формуле” сотрудничества заложен принцип равноправия, который достигается благодаря тому, что никто из сторон не знает правильной истины, хотя бы потому, что она до конца недостижима. «Вся современная педагогическая система сильно страдает потому, что большинство педагогов считают себя знающими единственно правильные ответы на все вопросы (или старающиеся показать себя всезнающими). Они считают себя обязанными передать их незнающим, забывая, что чужие знания всегда труднее становится своими, чем приобретенные через собственный опыт»

[2]. Поиск же совместных решений создает ситуацию сотворчества и содружества, при котором  ученик добытые знания в совместной деятельности с учителем принимает для себя как истинные.  Исследовательская деятельность может выступать как определенная форма центрального стержня совместной деятельности учащихся  разных классов и возрастов с преподавателями на основе достижения общей цели. Развивающая исследовательская активность становится главным фактором, обеспечивающим развитие познавательных интересов в обучении и составляющим основу избирательности внимания, памяти, мышления в обучении и творчестве ученика. При этом следует помнить, что бытие ребенка на должно ограничиваться только какой-то определенной одной деятельностью, пусть даже она будет исследовательской.  «Школьник - исследователь должен быть человеком с ясной, холодной головой, его главная задача - максимально объективно изучать действительность. Обучая школьникам навыкам исследовательского поиска, следует учить их смотреть на мир честно и прямо»

[3]. Школьная пора – это прекрасная пора, когда энергия  у детей бьет через край, это время дерзаний, поисков, открытий и реализации самых смелых надежд.  Главной целью исследований школьников является развитие их способности занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям, навыков аналитического мышления. Это достигаются наилучшим образом тогда, когда учащимся создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления. При этом учащийся действует в соответствии с своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т. е. самостоятельно ставит цели своей деятельности. Из этого следует, что «на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, - иначе исследование может постепенно превратиться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов»

[4]. Среди форм организации исследовательского обучения выделим следующие главные: 1. Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы по традиционным предметам. При этом реализуется проблемный подход к ведению урока - представление учителем различных точек зрения на заданную тему, организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ учащимися представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов. Можно организовать доклады учащихся  в качестве домашних заданий. 2. Курсы в рамках школьного компонента – элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов. 3. Реализация походов и экспедиций как самостоятельных форм организации исследовательской деятельности. 4. Конференция и конкурс - формы презентации исследовательской деятельности. 5. Клуб, молодежное объединение (юношеское научное общество «Шаг в науку»). Где бы мы ни занимались исследовательской деятельностью с обучающимися необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей  исследовательской технологией на уровне компетентности.

Список рекомендуемой литературы

1.Козлова Г.В. Формирование познавательного интереса школьников к географии в процессе организации исследовательской работы : Автореф. дис. ... канд. пед. наук : / Моск. гос. открытый пед. ун-т.- М., 1997.

2. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. 2-е изд. - М., 1998.

3. Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. Учебно-методическое издание. - М.: ФЦДЮТиК, 2005.

4. Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся. Учебно-методическое издание. - М.: ФЦДЮТиК, 2007.

5.О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования: Решение коллегии Министерства образования Рос. Федерации от 10 января 1996 г. № 1/1 //  Вестн. образования.- 1996.- №1.

6.Подготовка исследовательских работ по краеведению обучающимися в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»: Методические рекомендации. – Тамбов. ТОИПКРО, 2008.

Из опыта моей работы:





 

        








 








 

     








 








 








 

Поиск
Календарь
«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2020
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz