Составитель:
Попов Андрей Михайлович
педагог дополнительного образования
Мое увлечение брейкдансом переросло в профессиональную деятельность. На основе имеющихся знаний и умений была создана дополнительная образовательная программа на 5 лет обучения для детей 7-18 лет, которая реализуется с 2005 года в МБУДО «Дом детского творчества» с. Летка.
Основными задачами овладения брейк-дансом являются:
-
формирование танцевальной культуры учащегося, системы знаний и умений по направлению «нижний и верхний брейк-данс»;
-
физическое воспитание и физическое развитие учащихся;
-
развитие актёрских навыков и умение держаться на публике;
-
формирование, прежде всего, ценностей «красота» и «здоровье»;
-
формирование таких качеств личности, как целеустремлённость и терпение.
Break-dance или b-boying (англ. breakdance)— это уличный танец, который относится к культуре хип-хоп, и внутри неё называется «брэйкинг» (брейкинг, англ. breaking) Весь танец брейкинг пришел из Нью-Йорка из юга Бронкса. Брейк данс зарождался в конце 60-х годов, но принято считать, что как отдельный танец он сформировался к 1973 году. Впервые для широкой публики танец представил Джеймс Браун, так как в его шоу участвовали брейкданс танцоры. Таковым он был задуман создателями этого движения (Африка Бамбаатаа).
Брейк данс это зрелищный танец, сочетающий в себе удивительную пластику и сложность акробатических трюков. Основные его свойства – это импровизация, оригинальность и зажигательность. Сегодня он распространён среди молодёжи, как экстремальный вид танца, и не достигший ещё апогея своего расцвета, на заре двадцать первого века. Брейк входит в так называемую, распространённую среди молодых людей, культуру “хип–хопа” и подразделяется на нижний и верхний брейк-данс. “Нижний” в свою очередь классифицируется на: style, power move, up rock, freezes и некоторые другие, а “верхний” на основные: кинк-тат, “робот”, электрик и другие (нижний и верхний отличаются принципиальными исполнениями элементов).
Музыка — самое главное для breakdancing. Оригинальные жанры, которые популяризировали форму танца,- это jazz, soul, funk, electro (сокр. от electro funk) до 2000 года, disco и rap. Огромное влияние на брейк-культуру оказал рэп, культовые фигуры которого, такие как Afrika Bambaata остаются наиболее часто микшируемые в композициях старой школы — «old school». Особенность музыки breakdance — это частые миксы DJ`ев, в одной композиции может звучать работа нескольких исполнителей. Темп — от 110 до 135 ударов в минуту. Но все же, направление музыки для этого танца не ограничено. Можно танцевать под любой жанр музыки (часто это бывают ремиксы разных песен). На мировых батлах (битвах), также прогрессируют такие жанры, как European electronica и даже оперные композиции.
Брейк данс - инновационная технология в обучении детей на современном этапе, он очень популярен в наши дни и несомненно вызывает интерес у ребят. Процесс овладения элементами брейка трудоемкий, требует определённого физического развития и много терпения, усердия, а главное – огромного желания.
Каждый юноша, со средним физическим развитием и допущенным по состоянию здоровья, способен достигать результатов в этом танце. У девушек дело обстоит немного сложнее, как правило, они физически не так развиты, как парни, поэтому для них процесс обучения будет идти медленнее. Но представительницы слабого пола не раз доказывали, что могут зажечь толпу. На моих занятиях учащиеся знакомятся с историей, направлениями, движениями, музыкой для брейка. Обучение элементам идет последовательно от простого к сложному. Делаю акцент на то, что это не только танец, но и шикарный спорт, это здоровый образ жизни, адреналин, дух соперничества, это возможность показать себя, поразить и удивить других.
Обучение детей строится на основе освоения конкретных брейк-элементов с помощью упражнений для физического развития определённых групп мышц, которые отвечают за исполнение конкретного элемента и затем неоднократного его повторения Занятия обычно провожу в три этапа: разминка, разучивание элементов нижнего и верхнего брейка, подкачка. Чтобы дети четко представляли, как освоить тот или иной элемент, я сам его демонстрирую, даю объяснение, как правильно выполнить это упражнение, и шаг за шагом раскрываю секреты его освоения. Считаю собственный показ очень важным. Каждый брейк-элемент может модернизироваться педагогом или учащимися для оригинальности и лёгкости исполнения.
Какой бы сложности ни была техника исполнения элемента, дети должны стремится к достижению положительного результата. Поэтому всегда поддерживаю ребят, особенно в трудные моменты, когда идет работа над разучиванием более сложных танцевальных элементов. Стараюсь подбодрить их словами, придать уверенность, зарядить позитивной энергией. Вообщем, делаю всё, чтобы у детей не пропал интерес к занятиям.
В своей практике применяю приемы «джемов» и «батлов (битв)»:
«Джем» - форма проведения индивидуальных выступлений. Цель - демонстрация своих возможностей (умение держать себя на публике, исполнение сложных брейк-элементов). Выглядит он следующим образом: ребята садятся в круг, начинает звучать музыка, ученики выходят в центр круга по одному и по очереди и демонстрируют свои танцевальные способности. Если кто-то из ребят не желает выходить по причине стеснения или неуверенности в собственных силах, я стараюсь не настаивать на его выходе. В дальнейшем, эту проблему решаю вместе с учащимися.
«Батл» или «Битва» - цель – демонстрация не только своих, но и командных возможностей от умения держать себя на публике до исполнения сложных брейк – элементов, в том числе и двойных выходов. Выглядит он следующим образом: ребята делятся, как правило, на две команды. Сначала выходят представитель(и) из одной команды, затем из другой, потом опять из первой и т. д.
За счёт организации проведения “джемов” и “батлов” на тренировках, учащиеся проходят процесс сплочения, чувства групповой ответственности (коллективизма) и общности единой цели, а так же развитие актёрских навыков и формирование гуманистического мировоззрения.
Большое внимание обращаю на обеспечение безопасности на тренировках учащихся при выполнении основных брейк-элементов: акробатические элементы исполняем при наличии покрытий, в достаточной степени смягчающее приземление. Не допускаю занятий детей без моего присутствия.
Занятия брейк дансом обладают огромными возможностями для полноценного совершенствования учащихся, для их физического и психического развития. Это в свою очередь подтверждает, что у них будут развиваться творческие способности, сила, упорство, смелость и стремление к победе.
Учащиеся моего кружка являются постоянными участниками праздничных мероприятий села Летка, детских творческих фестивалей и конкурсов районного, республиканского и всероссийского уровней. За творческие успехи участники кружка «Брейк данс» отмечены благодарностями, грамотами, дипломами.