Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 07.07.2020, 12:59

МБУДО "Дом детского творчества" с. Летка


2020 Спасибо за посещение нашего сайта 2020
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Развития индивидуальных художественных особенностей у детей через овладение техникой вязания(часть1)

 

                                                                                                                                                 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

“ Развития индивидуальных художественных особенностей у детей

через овладение техникой вязания”.

( методическая разработка предназначена для педагогов учреждений дополнительного образования детей и школ).

Выполнила:  Шайдуллина Т.В., педагог дополнительного образования II квалификационной категории

с. Летка

 

Введение.

 

Глава I. История развития вопроса в работах педагогов.

  1. Взгляды зарубежных представителей педагогики.

1.2.   Развитие вопроса в России.

1.3. Сущность индивидуально-личностного взаимодействия.

 

Глава II. Вязание как отрасль декоративно-прикладного искусства.

  1. История развития народного промысла.
  1. Инструменты и материалы. Технология выполнения набора петель.

2.3.    Обработка пряжи.

  1. Развитие вязального производства в настоящее время.

 

Глава III. Практическая часть.

3.1.  Использование техники вязания в кружковой работе. 

3.2.   Методы, используемые на занятиях по вязанию.

3.3. Конспекты занятий.

3.4. Рекомендации.

 

Заключение.

 

Список литературы.

 

Введение.

Задача развития индивидуальных художественных возможностей воспитанников, воспитание в них новаторского отношения к труду всё больше овладевает педагогическим сознанием педагогов.

Творчески работающий педагог, находится в постоянном поиске путей и средств решения задач трудового воспитания, а также вопросов развития индивидуально-художественных особенностей. Поэтому, задачей руководителя кружка является, заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития.

В работе с детьми школьного возраста, используя работу в технике вязания, можно организовать увлекательный процесс развития индивидуальных возможностей. На это ориентирует программа кружковых занятий.

Большинство исследователей, затрагивающих проблему развития индивидуальных творческих возможностей воспитанников, считает, что этому способствует возможность проявить свои умения на кружковых занятиях, показать неповторимость своего изделия и технику его выполнения. Поэтому руководители кружков обязательно должны целенаправленно выявлять склонности детей и, учитывая педагогические требования, предлагать им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Необходимо позволять детям самим предлагать вид изделия, способы работы, экспериментировать, вносить новшества. Индивидуальный труд воспитанников во время кружкового занятия заключается в том, что под общим руководством педагога обучающиеся самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоёмкость этих заданий должны подбираться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников для успешного выполнения намеченных планов.

Индивидуально-художественные особенности – понятие широкое. Оно заключает в себе умение ребёнком своеобразно, по-своему выполнить задание педагога. Проявить свою фантазию, воображение, быстроту, умение владеть инструментами и материалом. Воспитание осуществляется одинаково для всех детей, но в зависимости от его индивидуальности, оно воспринимается по-разному. В наше время каждый ребёнок стремится быть непохожим на остальных, это проявляется в стремлении лучше учиться, одеваться, выглядеть. Поэтому задачей педагога является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей.

«Индивидуальному развитию способствует формирование самостоятельной работы, которая активизирует ребят для достижения наилучшего результата, овладения умениями и навыками. Довольно часто самостоятельной считают любую работу по изготовлению изделия, объясняя это так: ребята ведь сами делают. Действительно, обучающиеся сами выполняют трудовые операции, но чаще всего их деятельность носит подражательный характер. Что не ведёт к умению индивидуального проявления и к развитию творческого мышления».

Кружковые занятия по вязанию помогают ребёнку реализовать свои идеи в изготовлении одежды для кукол, для себя, изделий для дома. А так же способствуют развитию индивидуальных особенностей в овладении способами вязания, работе с материалом и инструментами.

На кружках по вязанию развивается творческое начало. Дети со школьного возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость сделанных своими руками различных работ. Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда, расширяют возможности создания неповторимых рисунков и моделей одежды. Связанную собственными руками вещь не увидишь ни на ком. А сколько радости доставят домашним связанные ребёнком шарф, кофта, носки! Все вещи хранят тепло детских рук, которые её создавали.

Первоначальные сведения о развитии вязальной промышленности, выработки волокнистых материалов, о народных умельцах дети получают на уроках труда. На кружковых занятиях имеются необходимые условия расширить и углубить эти сведения, что позволяет педагогу сделать занятие увлекательным.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что кружковые занятия по вязанию дают толчок развитию детского творчества, фантазии, трудолюбия, что успешно при правильной организации работы. Не все дети, занимающиеся в детстве рукоделием, становятся в будущем вязальщицами. Но очень важно, что уже в школьном возрасте они проходят практическую подготовку, знакомятся с материалами и инструментами производства. Это отвечает современным задачам трудового обучения и воспитания общеобразовательных и профессиональных школ.

Целью научно – методической разработки является показать, как овладение техникой вязания влияет на развитие индивидуальных художественных возможностей.

Задачи:
      -  показать, как знакомство с техникой вязания может осуществить развитие творческого мышления и индивидуальных возможностей;

- сообщить об истории вязания и о его значении в народном творчестве;

- рассказать о развитии и значении трикотажной промышленности в прошлом и настоящем времени;

- рассказать о влиянии кружковых занятий по вязанию на развитие индивидуальных возможностей детей.

Объектом изучения вопроса являются обучающиеся, субъектом - кружковые занятия по вязанию.

Информация, предложенная в научно-методической разработке, могут быть использованы руководителями кружков по рукоделию. Рекомендуется для детей средней и старшей возрастных групп.

   I. История развития вопроса в работах педагогов

1. 1. Взгляды зарубежных представителей педагогики.

История педагогики изучает и освещает развитие педагогической теории в той общественно-политической обстановке, в которой она развивается.
Наряду с вопросами о всестороннем развитии ребёнка, важное внимание уделяется проблеме развития индивидуально-творческих возможностей. «Впервые этот вопрос рассматривался Джоном Локком – представителем новой буржуазии.

В XVII веке в Англии произошла буржуазная революция, которая подготовила почву для преобразования общеобразовательных учреждений. Обобщив передовой для той эпохи, опыт воспитания обучения, опираясь на последние научные данные, Локк научно разработал единую систему народного образования.

Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Некоторые мысли о воспитании» (1693), оказавшей огромное влияние на европейскую педагогическую мысль XVII века. Джон Локк считал, что для достижения положительных результатов в воспитании следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребёнка, надо выявлять у детей различные качества, «сообразно различиям этих качеств должны различаться методы», писал Джон Локк. По его мнению «в зависимости от преобладающей страсти и господствующих наклонностей» ребёнку следует заниматься любимым видом творчества. Целью воспитателя является помочь детям развивать способности в этой сфере».

«Французский материалист XVIII века Иоганн Генрих Песталоцци хотел
«для самого последнего бедняка сделать возможным правильное развитие физических, умственных и нравственных особенностей». Он считал, что общая цель воспитания – проявление в детях «истинной человечности», которая достигается путем гармонического развития у каждого ребёнка всех его природных способностей, стремлений, индивидуальных возможностей. Большой заслугой Песталоцци в области педагогики явилась его идея о развитии в процессе обучения индивидуальных способностей детей и подготовки их к деятельности.

Мария Монтессори (1870-1952) – итальянский педагог, теоретик дошкольного образования. Свою деятельность она разворачивала в конце XIX века.

Основной формой воспитания и обучения детей Монтессори считала их самостоятельные занятия притом, что воспитатель наблюдает за проявлениями детей и фиксирует их. Но наряду с этим она разработала и другую форму – индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность). Объективность урока предполагает максимальное сосредоточение ребёнка на предмете и исключение всякого отвлекающего влияния личности воспитателя. Она считала, что учитель имеет право настаивать, чтобы ребёнок усвоил то, чего не знает. Педагогика Монтессори и сегодня применяется в детских садах».

1.2.Развитие вопроса в России.

«В начале XVIII века происходило быстрое развития Русского государства. По инициативе Петра I открываются школы, университеты. Важную роль в развитии этой эпохи внесли Ломоносов, Бецкой, Новиков. Касаясь вопросов умственного воспитания, Бецкой указывал на то, что процесс учения должен быть приятым для детей, проводиться без принуждения, опираясь на индивидуальные особенности детей».

«Других взглядов на воспитание придерживался А.Н. Радищев. Критикуя русских (И.И. Бецкой) и западноевропейских педагогов (Жан-Жак Руссо и др.), которые выступали с требованием индивидуального воспитания детей, Радищев подчёркивал: «Человек рождён для общежития …». Он говорил, что удаление детей от реальной жизни способствует воспитанию индивидуалистов. Радищев утверждал, что характер человека формируется его деятельностью на общее благо. Воспитание должно способствовать развитию в ребёнке интересов, присущих обществу.

Среди советских педагогов В.А. Сухомлинский.  Активный последователь идеи Макаренко он внёс много нового в методику работы с отдельным учеником. В своей книге «Сердце отдаю детям» он ярко показал, что успех воспитания возможен только при глубоком знании индивидуальных особенностей каждого ребёнка».

«В 60-70-х годах началась работа по совершенствованию воспитания учащихся. Духовное становление личности не может происходить без художественного воспитания детей. В школах вводится новая программа по музыке, трудовому воспитанию, рисованию. Через единство этих видов деятельности в процессе познания осмысливается основная функция искусства.

В 70-80-е годы проводилась экспериментальная работа советских педагогов-новаторов. Педагогический поиск И.П. Волкова ориентировался на развитие индивидуальных творческих возможностей ученика; М.П. Щетинина – на создание школы – комплекса, как центра гармоничного развития детей, школы, где учебная деятельность сливается с индивидуально – художественной».

Теория индивидуального творческого развития находит применение на практике и в наше время, постоянно совершенствуясь в методиках различных видов творчества.

1.3.Сущность индивидуально-личностного взаимодействия.

«Здоровое увлечение педагогикой детского воспитательного коллектива привело в теории и на практике к ослаблению внимания к проблемам индивидуального становления детской личности. В педагогике произошло противопоставление понятий коллективизма и индивидуализма, при однозначном поощрении воспитания коллективиста в коллективе и осуждении воспитания индивидуальности средствами парно – индивидуального взаимодействия.

Ортодоксально – коллективное воспитание, хотя и имеет в виде формирование каждой личности, всё же проходит мимо тончайших сфер психической жизни и свойств индивидуальности ребёнка. Общим характером воздействия и взаимодействия оно усредняет личность не только с точки зрения общих нравственных свойств, но и ограничивая возможности творчески – индивидуальных проявлений. На общем фоне одних только коллективных отношений блекнет интимный мир каждого отдельного ребёнка, его натура не находит выхода общению, самоутверждению, обогащению. Как не парадоксально, но такое состояние воспитания обедняет ребёнка, противостоит действительности коллективности, суть которой во взаимообогащающих взаимодействиях здоровых индивидуальностей, личностей сильного и творческого духа. В свою очередь, ортодоксально – парное воспитание, игнорирующее общественное начало, подавляет коллективистические устремления ребят, ведёт к укреплению в сознании и привычках ребёнка эгоистического индивидуализма.

В реальной практике повседневного воспитания коллективное и парно – индивидуальное взаимодействие детей и взрослых органически и неразрывно переплетаются между собой. Они взаимодополняют и взаимообогащают друг друга. В преодолении противоречий между собой комплексное и парное взаимодействие делают воспитательную среду богаче, ярче, многообразнее, эмоциональнее, духовно – нравственнее и одновременно мягче, эстетичнее, светлее, человечнее. Подлинный мастер, педагог, организуя жизнь детского коллектива, одновременно выходит на обустройство личной жизни, стабилизацию духа каждого ребёнка с помощью индивидуально личностного, парного взаимодействия детей. Успех парного взаимодействия не может быть достигнут за счет усилий только одного педагога. Его задача в том, чтобы войти в контакт с каждым своим воспитанником, но она и в том, чтобы обеспечить каждого ребёнка возможностью педагогически целесообразного, многостороннего, удовлетворяющего его, индивидуально – личностного общения. Необходимо создать систему подвижного, творческого, взаимообогащающего взаимодействия. Система парного общения помогает завоевать доверие ребёнка, проникнуть в его внутренний мир, помочь ему в сложном деле самостановления.

Цель индивидуально – личностного взаимодействия взрослых и детей расслаивается на деловую и духовно – нравственную. Деловая цель состоит в том, что педагог делится с ребёнком своим жизненным опытом. Он учит работать с иглой, рисовать, петь, вязать и др. Это своеобразная форма шефства. Реальный критерий успешности такого взаимодействия – овладение детьми знаниями, умениями, навыками, отношения доверительности и товарищества с воспитателем в совместном труде.

Духовно – нравственная цель состоит в том, чтобы на основе взаимной симпатии наладить человеческий доверительный контакт, желание и стремление обмениваться в процессе взаимодействия опытом духовной жизни. Рождающиеся в индивидуально – личностном сотрудничестве товарищеские отношения детей и взрослых, требуют специальных форм взаимодействия и общения. Среди них – обсуждение общих и личных проблем, дача советов, дружеские дискуссии и др.

Парное воспитательное взаимодействие детей и взрослых имеет большое значение в становлении детской индивидуальности. Оно не противоречит воспитанию в коллективе, а, наоборот, обогащает его. Индивидуально – личностное взаимодействие обеспечивает индивидуализацию воспитания в целостном педагогическом процессе».

        II. Вязание как отрасль декоративно-прикладного искусства

2.1.История развития народного промысла.

Вязание на спицах – одна из областей традиционного народного искусства, которая исторически приобрела промысловое значение и развивается в наши дни. Это несложный и очень увлекательный вид рукоделия. «До нас дошли экземпляры вещей, связанных в IV-V веках нашей эры. В одной из гробниц Древнего Египта был найден детский носок довольно сложного исполнения: большой палец отделён от остальных для того, чтобы было удобно протянуть ремешок сандалии. В Перу примерно в тот же период был связан пояс с великолепным орнаментом колибри. Судя по сохранившимся портретам средних веков, английские и французские короли предпочитали шитым чулкам вязаные, которые подчёркивали достоинство форм ног».

«Вязание на спицах всегда главным образом применялось для изготовления чулок. Вязаные чулки и носки из овечьей шерсти домашнего прядения – непременная принадлежность русской крестьянской одежды. Обычно они бывают одноцветными и художественного значения не имеют. Но в некоторых районах праздничные вязаные изделия привлекают внимание нарядными орнаментами. Их изготовляли на Севере и в районах Рязанской, Пензенской, Тульской и других губерний.

Особенно выделяются русские посёлки по рекам Мезени и Пинеге.
Орнаментальное вязание наиболее распространено у финно-угорских народов, в том числе у коми, от которых это искусство могло прийти к русским, живущим по соседству.

Прежде вязали из неокрашенной шерсти натуральных расцветок, сочетая обычно белую с коричневой или чёрной. С конца XIX века стала применяться окрашенная шерсть разнообразных типов. Как правило, каждое цветовое решение в узоре гармонично и в этом проявляется большая народная культура.

Существуют изделия с крупным раппортным орнаментом, фигуры которого (разные ромбические формы сложного силуэта) нередко делятся цветом на части – полосы. Крупные рисунки сдержанных и светлых тонов выполняются в Лешуконском районе, по реке Мезени. Полосатые, многоцветные – в Карпогорском районе, по реке Пинеге.

Цветочные мотивы характерны для ярких вязаных сапожек, которые выделывали в конце XIX- начале XX века в Арзамасе близ Нижегородской губернии.

Помимо чулок в быту популярностью пользовались вязаные джемпера, жакеты, шали, перчатки и т.д.».

«Совершенно уникальное, оригинальное развитие получило ручное узорное вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков. Ими занимаются с XVIII века женщины в южных и восточных районах Оренбургской области, вдоль рек Урала, Самары и Ори. Суровый климат и специфические особенности местности обусловили успешное развитие здесь исключительной породы коз, обладающих лёгким, тёплым, длинноволокнистым пухом, какого нет ни у одной другой породы. Промысел узорного пуховязания родился в среде уральских казаков, поселившихся в этих местах в XVII веке. Прежде калмыки и казахи использовали козий пух – вязали шарфы и телогрейки, но искусства узорного вязания у них не существовало. Установлено что основателем промысла был географ и историк П.И. Рычков, который проявил в этом вопросе большую инициативу. Его жена в течении многих лет приучала местное население к пуховязанию, собирая казачек у себя в доме в селе Спасском Бугульминского уезда.

В промысле постоянно изготовляют платки дух видов: пушистые, более плотные, из серого пуха и тонкие, шелковистые, ажурные – из белого.
«Паутинки» вызывают издавна особый восторг своей лёгкостью и красотой узлов, высочайшим мастерством исполнения. Такой платок весил всего 70 граммов и был размером 2х2 метра.

Искусство вязания оренбургских платков передаётся из поколения в поколение, а теперь ему обучают и на уроках труда в ряде средних школ
Оренбургской области. Творчество вязальщиц сочетает большое профессиональное исполнительское мастерство знание традиционных узоров и свободную импровизацию. Спрос на оренбургские платки постоянно превышает возможности производства. Уникальные шали, платки, палантины неизменно с успехом демонстрируются на художественных выставках».

В настоящее время, когда трикотаж во всех его видах, в том числе ручное вязание, получил самое широкое бытование и в городе, и в деревне, традиции народного узорного вязания приобретают особенно актуальное и перспективное значение. В наше время вяжут разнообразные современные предметы модной женской, мужской и спортивной одежды и дополнений к костюму: головные уборы, женские сумки, шарфы и др. Вязаные панно, подушки, скатерти, салфетки, прихватки служат прекрасными деталями, придающими своеобразие интерьеру квартиры.

Чем можно объяснить все растущую популярность этого не очень скорого, даже кропотливого дела в наш торопливый век? Наверное, тем, что вязание даёт целительные минуты, часы покоя среди ежедневной суеты, неотложных дел и вместе с тем приучает к сосредоточенности, тщательности выполнения начатого дела.

2.2.Инструменты и материалы. Технология выполнения набора петель.

«Для вязания используются: спицы разных номеров – от 1 до 10. Их подбирают так, чтобы нить была в 1,5 – 2 раза тоньше. Вещи с ажурными рисунками вяжут спицами больших размеров, а для изготовления лёгких изделий, резинок, отделочных планок берут тонкие спицы. Спицы бывают металлические, пластмассовые, костяные, деревянные. Концы спиц не должны быть острыми, чтобы не рвали нить и не кололи пальцы, или тупыми – ими трудно вязать. Для изделий без шва необходимы кольцевые спицы, соединённые эластичным тросиком. Так же в работе понадобятся большие булавки для собирания петель; большая швейная игла для сшивания деталей изделия. Материал может быть различным – шерстяные, хлопчатобумажные, шёлковые, синтетические и смешанные нитки. Можно соединить две или несколько гармонирующих по цвету нитей.

Вязание начинается с набора петель. Количество петель, набранных для детали изделия, зависит от плотности вязания. Опытные вязальщицы знают несколько видов набора петель, но существуют два более простых и распространённых способа – набор из 2-х нитей и 1-ой нити.

Чтобы научиться вязать следует освоить вывязывание двух петель – лицевой и изнаночной. Все остальные виды петель в основном представляют собой варианты этих двух. При различных комбинациях только лицевых и изнаночных петель можно получить множество рисунков для вязания шарфов, свитеров, платьев и т.д.

Работа в технике вязания требует соблюдения правил техники безопасности:
1. Спицы не должны быть очень длинными, чтобы не мешать работе.

2. Концы спиц должны быть защищены колпачками.

3. Спицы не должны быть тупыми или слишком острыми, чтобы не поранить пальцы и не порвать нить.

4. Спицы должны храниться парами.

5. Нитки нельзя разрывать руками и перекусывать.

6.Ножницы должны лежать на столе сомкнутыми и храниться в чехлах.

7. Передают ножницы кольцами вперёд.

8. Иглы должны храниться в игольнице, нельзя вкалывать иглы в одежду и оставлять без нитки.

9. Сломанную иглу нужно выбросить.

10. Не брать иглу в рот.

11. Перед тем как пользоваться утюгом, нужно прочитать инструкцию, чтобы не испортить изделие.

12. Нельзя включать утюг мокрыми руками.

13. Утюг должен при включении стоять на жаростойкой подставке.

14. Перед включением нужно проверить исправность шнура и вилки утюга.

15. Нельзя пользоваться неисправными электроприборами.

Умение правильно и аккуратно завершить работу – один из секретов успешности проделанной работы. Прежде, чем скрепить детали, их выпаривают через влажную ткань. Затем просушивают и, скрепив все детали булавками, сшивают большой иглой.

Овладение техникой вязания требует не только умения правильно вязать узор. Для успешного изготовления изделия необходимы специальные инструменты.

2.3.Обработка пряжи.

«С давних пор широко практикуется окрашивание пряжи для вязания и ткани.

Народный способ окраски растениями известен издавна. Растительными красителями мягких оттенков пользовались до второй половины XIX века, до появления ярких, дешевых и простых в приготовлении анилиновых красителей.

Окраска растениями требует определённых навыков, времени, терпения и внимания, но зато полученные оттенки цветов будут устойчивы и красивы. На территории нашей страны имеется около 80 видов растений, которые в различной степени можно использовать в качестве красителей. Красители получают из корней, стеблей, коры, листьев, цветов и плодов растений.
Получение красителей зависит от возраста растений, от времени сбора. Из местных растений получают в основном чёрные, жёлтые, зелёные, коричневые и серые краски. Наши предки умели получать интересные оттенки красок, добавляя к растениям те или иные вещества.

Листья берёзы и в древние времена были распространённым красителем. В основном листья берёзы окрашивают в жёлтый и зелёный цвет. Окраска корой ольхи известна повсюду. Вероятно, это одно из первых растений, которым красили в древние времена. Красят обычно корой ольхи, реже – листьями, древесиной, серёжками. Корой ольхи красят шерсть и лён – в основном в чёрный и коричневый цвета. Окрашивая вереском, можно получить много оттенков разных цветов – светло-коричневого, чёрно-бурого, зелёного, жёлтого. Цветки зверобоя обыкновенного используют для окрашивания в красный цвет. Но в настоящее время промышленность в достаточной степени обеспечивает производство красителей, поэтому их можно купить. Но обращение к народному опыту в области окрашивания шерсти даёт возможность получить своеобразные оттенки, которые не выпускаются промышленностью».

2.4.Развитие вязального производства в настоящее время.

Вяжут не только спицами. Большой популярностью у рукодельниц пользуется вязание крючком. Изделия, связанные длинным крючком, практичны в носке, т.к. полотно не вытягивается и почти не деформируется после стирки.

Такое вязание называется «тунисское». Обычным крючком вяжут ажурные салфетки, кружевные воротники, украшают элементы одежды. Используя технику плотного вязания, вяжут кофточки, шапки, шарфы. Полотно, выполненное крючком, также мало растягивается.

«Необходимыми инструментами для вязания на «вилке» являются крючок и «вилка». Используется любая пряжа. С помощью этой техники выполняют шали, шарфы, элементы украшения одежды и интерьера. Вязание на «вилке» несложное, но требует определённых навыков и умений.

Машинное вязание трикотажных изделий в домашних условиях выполняется на ручных плосковязальных машинах. На всех машинах можно выполнять различные, как одноцветные, так и многоцветные узоры, комбинируя и видоизменяя которые получают множество вариантов рисунков. Полотно при машинном вязании получается значительно ровнее, чем при вязании спицами.

Развитие промышленности трикотажного производства достигло высокого уровня в настоящее время. Фабрики по изготовлению вязаной одежды снабжены лучшим вязальным оборудованием. Выпускаемые вещи практичны, красивы и пользуются спросом среди людей».

        III. Практическая часть

3.1.Использование техники вязания в кружковой работе.

Кружковая работа строится по принципу добровольности, поэтому её содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям обучающихся. Кружковые занятия дают педагогу возможность проводить разнообразные занятия, развивающие способности детей в той или иной области, воспитывающие у них интерес и любовь к творчеству. При организации кружковой работы педагог должен соблюдать следующие принципы: обеспечивать добровольность выбора воспитанниками содержания занятий с учётом личных склонностей детей; опираться на самостоятельную творческую инициативу детей; знакомить детей с новыми видами творчества.

«Основное внимание на занятиях по вязанию на спицах целесообразно уделять формированию практических умений и навыков работы, выполнению элементов украшения для связанных изделий, правильному подбору инструментов и материала для задуманного изделия, развитию самостоятельного подхода в выполнении той или иной работы.

Руководителю занятий необходимо учитывать возрастные особенности и специфику кружковой работы, которая организуется после активного умственного труда детей на уроках. Обычно новую информацию нужно сообщать небольшими порциями, вновь полученные знания сразу закрепляют практическими умениями, повторение знаний и совершенствование умений осуществляют не на образцах, а на разнообразных изделиях, которые обязательно несут смысловую нагрузку (начинают с простых изделий по конструкции и небольших по объёму работы так, чтобы дети могли быстро увидеть результат своего труда, старались работать так, чтобы в каждом новом изделии учащиеся могли проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку при выборе отделки, рисунка вязания и т.д.).

На вводном занятии целесообразно обобщить представления воспитанников о процессе вязания спицами, инструментах и материалах, из которых вяжут в домашних условиях, трикотажных ателье и на производстве; дать общие сведения о подборе спиц для различной пряжи, показать образцы нитей, наборы разнообразных спиц, образцы изделий, которые дети могут вязать на занятиях.

Вводное занятие можно построить в виде беседы, в процессе которой руководитель кружка выясняет, что обучающие уже знают, и дополняют эти знания. Готовясь к такому занятию, важно продумать ряд вопросов к воспитанникам: из чего вяжут изделия на спицах? Из какого материала делают спицы? Чем отличается процесс изготовления изделия из ткани от процесса изготовления вязаного изделия?

Можно подготовить небольшой рассказ о вязании, трикотажном производстве, который заинтересует детей, показать самодельные вязаные вещи».

В содержание кружковых занятий целесообразно включить работу над изделиями, которые не дублируются с теми, что дети изготовляют на уроках трудового воспитания. Поэтому руководителю кружка следует быть в постоянном творческом поиске, фантазировать, вносить что-либо новое.

3.2.Методы, используемые на занятиях.

Практическая часть научно – методической разработки строится по принципу эксперимента.

Автор, используя различные методы, показывает, как кружковые занятия по вязанию влияют на развитие индивидуальных возможностей детей. Занятия носили художественно-творческий характер, что, прежде всего, предполагает создание ребёнком изделия, выражающего индивидуальные желания и умения.

Педагогом предложена работа по изготовлению детской шапочки. «Занятия художественно-творческого характера исключают работу по образцу, развивая индивидуальные возможности. Вместе с тем, помогает ребятам вызвать в воображении соответствующий образ, который не может возникнуть на пустом месте». Поэтому педагогу были предложены образцы не для копирования, а для того, чтобы пробудить фантазию, актуализировать имеющиеся умения. Для этого детям были показаны образцы вязок  и изделие (готовое, иллюстрации).

В процессе кружкового занятия педагог использует практические и словесные методы. Вначале занятия педагог провёл беседу, где под его руководством дети осмысливают новый материал, устанавливают связь между теорией и практикой. Во время занятия проводится объяснение последовательности выполнения шапочки. Т.к. целью педагога является развить индивидуальные возможности ребят, то в практической части делается акцент на эвристический метод. Суть его заключается в том, что детям не даётся конкретное решение задачи занятия. В данном случае это включает выбор узора вязания, отделки изделия. Поэтому педагогом был использован следующий приём: дети работали с технологическими картами без подробнейшего описания операции и приёмов работы. При составлении технологических карт умышленно упущено описание узора шапочки.

В разработке занятия педагог применил программированный метод, который осуществляется с учётом индивидуальных особенностей каждого обучающего. Этот метод следует рассматривать как осуществление новой формы самостоятельной работы детей. «Сущность программированного метода заключается в том, что после передачи педагогом информации, дети должны решить практическую задачу. Здесь педагог передаёт информацию с учётом индивидуальных особенностей детей». Для средних и сильных детей даётся задание более сложное, т.е. для изготовления шапочки преподаватель предлагает образцы более сложных вязок. Дети работают самостоятельно, прибегая к помощи технологических карт и таблиц. Отстающим детям младшего возраста даётся возможность осуществить задачу занятия через изготовление изделия более простой вязкой. Основная задача педагога заключается в организации работы по изготовлению шапочки и оказании индивидуальной помощи отстающим обучающимся.

Изготовление шапочки для куклы рассчитано на два занятия по два часа.
Кружок посещают 10 девочек в возрасте от 10 до 14 лет. Тема для занятия подобрана с учётом возраста детей, их возможностей и желаний.

Продолжение

Поиск
Календарь
«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2020
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz