Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 17:57

МБУДО "Дом детского творчества" с. Летка


2024 Спасибо за посещение нашего сайта 2024
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Блог

Главная » 2013 » Апрель » 19 » Уроки вокала. Одно из мнений.
23:46
Уроки вокала. Одно из мнений.
Обучение вокалу. Уроки вокала. Как научиться петь?

Сотни раз в день эти слова набирают в поисковой строке Яндекса, Рамблера или Гугла совершенно разные люди. Это совсем не значит, что все эти люди хотят научиться петь, многие прекрасно поют сами, многие уже учатся. Такой запрос сделает и вокальный педагог, и родители ребенка, желающие найти преподавателя вокала для своего чада. Всех их объединяет одно – интерес к ОБУЧЕНИЮ ВОКАЛУ.

Обучение вокалу везде и всегда начинается с техники пения. Что бы ни говорили о вокале, как искусстве, так или иначе, любое искусство – это доведенное до совершенства ремесло. Вокал тоже начинается с техники, с ремесла. Да, не ради владения техническими навыками люди начинают петь, но когда понимают, что петь нужно УЧИТЬСЯ, что хороший вокал – это, в первую очередь, ТЕХНИЧЕСКИ ГРАМОТНЫЙ ВОКАЛ, тогда и только тогда можно говорить о серьезности намерений.

Этот сайт призван ответить на некоторые вопросы, возникающие у тех, кто желает научиться вокалу, кто уже учится (и учит), кто, получив при обучении неудачный опыт, не остановился, а продолжает искать верный путь, который приведет его к успеху, словом, у тех, кого интересует ОБУЧЕНИЕ ВОКАЛУ. К большому сожалению, в Рунете мало ресурсов на данную тематику, которые используют оригинальные тексты и идеи. Большей частью встречается перепечатка одной и той же информации от сайта к сайту. Здесь, на данных страницах, Вы не найдете ни одной не авторской статьи!

Добро пожаловать в Вокальную механику!

Я – практик. Вот уже более 30 лет я работаю с разновозрастными учениками (мне, правда, больше нравится слово «студенты») в области обучения технике вокала, постановки голоса и его развития. Я имею ввиду ИНДИВИДУАЛЬНУЮ работу, а не работу с ансамблем или хором, хотя по образованию я – дирижер хора, как и многие мои коллеги - вокальные педагоги и тренеры. На протяжении всего этого периода я наблюдаю и отмечаю что:

- тенденция в обучении вокалу такова, что либо учат петь методом показа «делай, как я», либо педагог занимается с учеником только репертуаром, считая, что голос при этом разовьется сам собой, без специальной работы над техникой. В результате у многих, кто занимается или даже закончил обучение, нет элементарных знаний о собственном голосе, его строении и потенциале;

- разговор о вокале, как правило, сводится к тому, КАК надо ПЕТЬ, а о том, КАК надо УЧИТЬСЯ ПЕТЬ мало кто говорит. Существует масса желающих научиться петь (как правило, современный популярный репертуар), но нет никакого представления о процессе обучения в целом (с чего начать и чем продолжить). Между тем, пение и обучение ему - это две разные вещи. Именно поэтому не каждый поющий может научить другого тому, что умеет сам. Процесс обучения вокалу связан с физиологией организма, а только потом с «главной» творческой и эмоциональной задачей певца, выполнение которой является «конечным продуктом». Без владения определенными техническими (физиологическими) навыками, певец не может решить свою главную задачу;

- многие вокалисты, особенно «самодеятельные», осознают, что для успеха необходимы и знания, и навыки владения собственным голосом, методом «копирования кумиров» их проблема не решается, но не представляют при этом, как же ее решить. Все советуют им обратиться к педагогу по вокалу, но по каким-то причинам они этого не делают;

- подавляющее большинство людей считает (вероятно, под влиянием догм традиционной вокальной школы), что САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОКАЛУ невозможно. Это не совсем так. Самостоятельное обучение вокалу просто значительно труднее, отсюда и возникает мнение о невозможности. Посудите сами, ведь нужно обладать многими знаниями, которыми владеет вокальный педагог! Вот без них действительно научиться самому нельзя. Часто, вместо изучения вопроса и занятий с голосом, время уходит на поиски «хорошего» педагога, а ведь «хороших» на всех желающих не хватит!

- если достичь положительных сдвигов в достаточно короткое время не удается, «рубят с плеча»: педагог – бездарь, или ученик – бездельник, кто захочет, тот-де научится! Результат такого подхода очевиден: слезы, обиды, хлопанье дверями, разочарование в своих силах, а то и болезни, потеря голоса.

*****

Приходится согласиться – для воспитания академически поставленного певческого голоса, который нужен, в первую очередь, для классического вокального репертуара, одного желания ученика и педагога недостаточно, даже если педагог обладает нужными знаниями. Без определенной ПРИРОДЫ голоса успеха не добиться, следовательно, далеко не все, кто хочет научиться петь, потенциально смогут это сделать. НО! Пение пению рознь! Петь в опере – не то же самое, что петь в рок-группе!

Есть методы воспитания голоса, которые принципиально отличаются от классических, любой человек, обладающий музыкальным слухом, в состоянии развить свой голос.


Знакомство с этими методами, даже не методами, а подобной технологией вокала, ее изучение и применение заставило меня задуматься и пересмотреть множество «эмпирических» подходов к работе с голосом, сделало меня сторонницей такого способа обучения пению. Сайт «Вокальная механика» посвящен общим вопросам, которые могли, уже возникли, или могут возникнуть как у вокальных педагогов, желающих подробнее разобраться в сходствах и различиях двух вокальных методик, так и у практикующих (учащихся) вокалистов разных уровней подготовленности, причем не имеет значения, занимаетесь вы с педагогом или самостоятельно. Для того, чтобы сделать выбор, нужно знать из чего выбирать.

*****

Так, уже с развитием сайта, накоплением данных из переписки с многочисленными посетителями, появилась необходимость начать разговор с рассмотрения сложившихся в системе вокального обучения больших и малых «Мифов и заблуждений». Ведь они довольно устойчивы, как и любые стереотипы. Всегда хочется попроще объяснить нечто сложное, забывая при этом, что упрощение подхода может в корне поменять истинный смысл явления.

Со временем из такого стереотипа вырастают новые, и «ветки все больше удаляются от ствола», а смысл и истинная сущность видоизменяются до неузнаваемости, до абсурда. Вокал начинает казаться областью знаний неких «инопланетян», настолько там все сложно и малопонятно.

Так вот – ничего подобного! Все достаточно логично, «физиологично» и основано на законах физики, а не отвлеченных понятиях, которыми так любят прикрывать свое элементарное незнание предмета многие «учителя».


Информация взята с сайта http://vocalmechanika.ru/


Как правильно петь? Вокальная опора.

Правильно я пою, или нет? Таким вопросом задается каждый начинающий вокалист. И верно, чтобы уметь петь «как угодно», сначала нужно научиться правильно петь. На этом сайте я уже говорила о существовании единого фундамента любого вокала в статье «Общий фундамент любой вокальной техники». Частью такого фундамента, его функцией является еще одно свойство, которое вокалист должен постигнуть, если хочет получить ответ на вопрос «как правильно петь».

Путешествуя по просторам Сети, я не раз обнаруживала, что одним из самых загадочных терминов вокала для начинающих вокалистов (да и не только начинающих) была, есть и остается вокальная опора. «Как опирать голос?», «Как почувствовать опору?», «Если я ощущаю (то-то и то-то), значит, у меня есть опора?» - масса вопросов на форумах, сервисах вопросов и ответов и прочих ресурсах. Немало и объяснений, то есть ответов на подобные вопросы. Все ответы разные и изобилуют описаниями различных ощущений, которые должен испытывать певец при достижении опоры.

Разные ответы, потому что, действительно, ощущения у людей совершенно различны. Вот как трактуется это фундаментальное понятие в вокальном словаре:

ОПОРА - термин, употребляемый в вокальном искусстве для характеристики устойчивого, правильно оформленного певческого звука («опертое звучание») и манеры голосообразования («пение на опоре»). При опертом звучании голос обладает всеми необходимыми вокальными качествами: звонкостью, округлостью, устойчивым вибрато и свободой выполнения различных видов вокальной техники. Субъективное ощущение опоры у разных певцов может быть различно. Одни чувствуют ее как определенную степень напряжения дыхательных мышц; другие как столб воздуха, упирающийся в нёбо или зубы; третьи — как ощущение торможения воздуха на уровне гортани (отсюда выражения «опора дыхания», «опора звука», «упор звука», «опора звука на дыхание» и т. п.). Чувство опоры не является прирожденным, оно развивается в процессе освоения вокальной техники. Ведущие, наиболее яркие ощущения при пении определяют для каждого певца его интерпретацию опоры.


Итак, опору нельзя назвать «ощущением» при пении, скорее соответствующие ощущения возникают ВСЛЕДСТВИЕ достижения певцом опоры. Очевидно, что любые объяснения, использующие «ощущательную» лексику будут малоэффективны, ведь другой человек ту же самую опору может ощутить, когда ее достигнет, иначе, чем его визави. Есть и доля вредности в таких объяснениях. Дело в том, что, стараясь достигнуть при пении именно того (или тех) ощущений, о которых ему говорили, вокалист тыкает «пальцем в небо». Вместо того, чтобы искать ощущение, нужно научиться «правильно оформлять певческий звук», как об этом говорит вокальный словарь, вырабатывая у себя технические навыки. Опора и есть совокупность таких навыков.

 Что же такое «правильно оформленный звук»? Разных техник и школ много, есть разные вокальные манеры, жанры и стили, неужели есть что-то, что одинаково для всех без исключения, и для рокера, и для джазовой певицы, и для певца классического стиля? Есть. Техника вокального выдоха. Я специально не употребляю более распространенный термин – дыхание. Дыхание, это и вдох тоже, а вот вдох у певца-классика и рок-звезды может быть совершенно различным. И так оно и есть!

Вокалисту известно, что дышать нужно диафрагмой. Вдыхать, точнее. Итак, вдохнули, набрали воздух в легкие. Говорят при этом «набрали в живот». Потому что живот сразу выпятился вперед. Все правильно, диафрагма, расположенная под легкими, прогнулась вниз внутри тела и вытеснила органы брюшного отдела, а они могут вытесниться только вперед. Кажется, что тело превратилось в воздушный шарик, так много набралось воздуха. Пора выдыхать, срочно! Организм требует! Выпускаем все наружу, да так, что живот аж втягивается внутрь. Ф-ф-ф-у-х! Выдохнули. Стоп! Остановитесь, так вы опору не найдете.

Во-первых, набрали слишком много воздуха, для пения совершенно не нужно большое количество воздуха, при следующей попытке уменьшите его количество сразу наполовину. Впоследствии может оказаться, что даже половина от максимального объема легких – это все равно много, подбор идет постепенно опытным путем. Но дышать обязательно диафрагмой!

Ага! Взяв меньше воздуха, вы уже не стремитесь срочно его выпустить, так? Все правильно. Появилось время на осмысливание того, что нужно делать дальше. Обратите внимание, когда вы набрали воздух, ваш живот слегка напрягся. Не мышцы брюшного пресса, а внутри напрягся. Подчеркиваю – слегка. Это легкое внутреннее напряжение означает, что ваша диафрагма «пришла в тонус». Попробуйте, позадерживайте дыхание таким образом, почувствуйте диафрагму «в тонусе» в момент задержки.

Вторая фаза упражнения: после того, как вы задержали воздух в легких и почувствовали тонус диафрагмы, перенесите внимание выше, на связки, но не расслабляйте диафрагму, оставьте ее в таком «замороженном» состоянии! А теперь чуть подайте воздух вверх, «уприте» его в связки. Не очень понятно, как это – «упереть в связки»? Представьте, что вы уже начали что-то говорить, но в последнюю секунду вдруг остановились, поняв, что этого сейчас говорить нельзя! Или вас оборвали на полуслове… Я ска… И воздух уперся в связки.

Вторая фаза происходит через секунду после первой, описываю долго, а процесс-то короткий! Повторяем:

Вдох диафрагмой половины объема легких (примерно) – задержали дыхание, не расслабляя внутри живот (диафрагма в тонусе) – сомкнули связки и уперли в них воздух снизу. Расслабились и выдохнули. На весь процесс ушло 2 секунды. Обязательно повторите это несколько раз для запоминания цепочки действий.

Теперь пора переходить к третьей фазе упражнения – к звуку. После упора воздуха в связки нужно издать звук, это уже просто. Какой? Обязательно гласный, лучше У или О. На какой высоте? На любой, вам удобной, не зацикливайтесь сейчас на этом, упражнение преследует другие цели. Спеть гласную лучше коротко. У кого-то, возможно, звуки будут извлекаться с небольшим щелчком, что совершенно нормально.

Теперь повторяем всю последовательность сначала. Повторение, причем многократное, необходимо. Постепенно выработается нужная координация работы диафрагмы, складок, и вы сможете больше внимания обращать на сам звук, доверив остальное автоматизму.



Постепенно, начиная со следующего дня, гласную нужно удлинять, доводя ее длительность секунд до десяти, а также пробовать и другие гласные – А, Э, И. Но! Начав петь гласную, сохраните ее ровность (по громкости и высоте) до конца! Пусть сначала это будут всего 2 секунды, двигайтесь небольшими шагами.



Вот такие гласные и станут первыми вокальными звуками, которые вы поете «с опорой». Чувства же и ощущения, которые при этом у вас возникнут, будут принадлежать только вам. При таком вокале гласные звучат звонко и плотно, правда? Вот это и есть опора. Но в вокале от понятия «опора» неотделимо и другое понятие – «вибрато». Что это, и с чем его едят?


Информация взята с сайта http://vocalmechanika.ru/


Как это работает?

«Ирина Андреевна, а почему Вы не даете возможности услышать, как ваши студенты поют?», «Ирина Андреевна, где можно услышать, как работает все то, о чем Вы пишете на сайте?» - эти и подобные им вопросы я часто встречаю в своей почте. Мне кажется, желание послушать результат, является совершенно естественным и справедливым, так что прошу прощенья у всех, кто ожидал демонстрации раньше. Сейчас это стало возможным.

Анастасия


Андрей


Татьяна




Артур Хулагов



Информация взята с сайта http://vocalmechanika.ru/


Просмотров: 313 | Добавил: KAI | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Апрель 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz